+7 (495) 980 21 21
+7 (495) 232 31 13
Ваш консультант
задайте вопрос

Слияния по-арабски

25.07.2013

Слияния по-арабски
Кто кого купил на рынке ОАЭ

Главная тема направления – слияния и поглощения. В сентябре арабский DMC-оператор Al Khalidiah Tourism приобрел 50% активов Space Travel. По неофициальной информации, «Пегас Туристик» купил в Эмиратах фирмы Dirham Tours и Amigo Tours. Аналогичные намерения приписывают «Библио Глобусу». Подробности – в этой статье.
Свежий ветер для старожила
Сделку Al Khalidiah & Space можно считать знаковой. Ведь именно Space Travel когда-то открыл Эмираты для массового российского туриста. Кстати, ровно 20 лет назад, 6 ноября 1992 г., туроператор запустил первую в истории чартерную программу на маршруте Москва – Дубай. Долгое время он лидировал по объемам отправки в ОАЭ, утратив этот статус после выхода на направление агрессивных конкурентов – тяжеловесов поточного туризма (первыми были «Натали Турс» и Tez Tour).
И вот, контрольный пакет Space Travel продан. «Доброжелатели» выдвинули версию, что причина тому – финансовые сложности, но участники сделки категорически отрицают такие предположения. «Наша компания была и остается прибыльной, арабские партнеры знают, как аккуратно мы платим», - сказала в интервью «ГЛ» Галина Зозуль, совладелец Space Travel, одна из основателей бизнеса. Продажу активов она объяснила своим желанием частично устраниться от управления компанией, больше времени уделять себе. «Передать дела детям я не могу, они не имеют никакого отношения к туризму, работают в сфере высокой моды. Поэтому продажа части активов – вполне логичное решение. Тем более что новый совладелец привнесет новые идеи, даст импульс к развитию. Это всегда как свежий ветер. Наши сотрудники восприняли сделку позитивно».
В чем интерес покупателя? «Главное, что я получаю, - турпотоки, - говорит владелец и руководитель Al Khalidiah Tourism Сирак Мурадян. – У Spaсe хорошая клиентура, значительная часть которой традиционно направляется в статусные дорогие отели. Финансовое состояние компании мы, естественно, проверяли, и оно нас устраивает. Прибыль есть – небольшая, но есть. Если люди говорят обратное, то… наверное, из ревности».
Покупка отправляющей фирмы в России для Al Khalidiah Tourism – шаг вполне логичный, арабский туроператор уже имеет свои отправляющие структуры в странах СНГ. Но как отнесутся к сделке крупные московские партнеры, на чью поляну выходит г-н Мурадян? Этот вопрос редакция «ГЛ» адресовала Тарасу Кобищанову, руководителю «Русского Экспресса». «Перед покупкой активов Space Travel Сирак проводил с нами консультации, - сообщил он. - И, видимо, желая предотвратить негативную реакцию, предложил некоторые ценовые преференции, более комфортные условия сотрудничества, чем раньше».
Кстати, о ревности
Любопытно, что и сам Сирак Мурадян недавно оказался в шкуре предпринимателя, чей партнер фактически вступает с ним в конкуренцию. Крупный поставщик клиентуры – «Пегас Туристик» - решил открыть собственный прием в Эмиратах, для чего и приобрел местные фирмы Dirham Tours и Amigo Tours. Но хотел сохранить сотрудничество с Al Khalidiah в Шардже, где позиции этого арабского ТО исторически наиболее сильны. «Я отказался, - сказал г-н Мурадян. – Зачем мне теперь развивать бизнес «Пегаса»? Лучше я буду развивать свой».
Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная воздержалась от каких-либо комментариев о сделках и прекращении сотрудничества с Al Khalidiah. А наблюдатели отметили: с самого начала было ясно, что «Пегас» воспользуется суппортом арабской компании лишь на этапе вхождения в рынок и вскоре сам пожелает зарабатывать там на обслуживании клиентов. Этот стиль оперейтинга характерен и для него, и для других крупнейших российских игроков. Например, Tez Tour еще пару лет назад купил принимающую компанию в ОАЭ.
«Туроператоры стремятся выстраивать вертикально интегрированные структуры. Вполне логично, - комментирует гендиректор ART-TOUR Дмитрий Арутюнов. – Мы тоже выбрали такой путь развития в Эмиратах, но предпочли создать принимающую компанию с нуля, а не покупать готовую. Причина очевидна: вместе с компанией вы всегда приобретаете её репутацию, и не факт, что она вам нужна».
Кстати, в ОАЭ выставляется на продажу много турфирм, чья ценность состоит главным образом в наличии готовых лицензий и прочих разрешительных документов (как в случае с Dirham Tours, отмечают эксперты). Потенциального покупателя это избавляет от довольно сложных административных процедур. «И более ничего, - говорит Тарас Кобищанов. – Контрактная база у таких компаний обычно слабая, инфраструктура и штат не позволяют быстро наращивать турпотоки – все требует инвестиций. За последний год мы отклонили два предложения о покупке таких фирм. Вообще, организация собственного приема в Эмиратах – не наш путь. Одна из причин состоит в том, что иностранный предприниматель в этой стране менее защищен, чем в Европе».
По законодательству ОАЭ, как минимум 51% активов любого предприятия должен владеть гражданин этой страны. Так называемый «спонсор». Чаще всего он является фигурой номинальной; есть даже устоявшееся выражение – спящий спонсор, так называют локала, который формально является мажоритарным акционером компании, а в реальности получает некую скромную сумму – просто за свою подпись на документах. Но известны случаи, когда такие спонсоры вдруг просыпались и требовали львиную долю прибыли. Происходило это, как вы понимаете, на подъеме бизнеса.
Да, насчет подъема. По мнению экспертов, турпотоки на направлении ОАЭ в наступающем сезоне продолжат расти. «Произойдет это в основном за счет того, что туроператоры, увеличивая объемы программ, будут стимулировать спрос ценой», - полагает Галина Зозуль. «Посмотрите, какие заявляются полетные планы, - добавляет Сирак Мурадян. – Складывается ощущение, что вместе с этим огромным количеством самолетов полетят и чьи-то головы. Причем уже в конце осени».

 

"Горячая линия. Туризм"


раздел: ОАЭ/Эмираты